Новости о пассажирской технике МАЗ - ГЛАВМАЗТОРГ
По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), к 2030 году по дорогам планеты будет разъезжать 145 млн «зеленых» автомобилей. Казалось бы, немного, но важна динамика. На конец 2020 года количество электрокаров составляло чуть более 11 млн. Разумеется, зеленый свет отрасли должны дать правительства всех заинтересованных стран. Хотя и без государственных преференций спрос на электромобили все равно высок. МЭА приводит следующие данные. В минувшем году было зарегистрировано рекордное количество новых электрокаров — около 3 млн, включая грузовые машины и автобусы. Прирост составил 140 %, в то время как глобальные продажи всех транспортных средств упали. Самым активным рынком сбыта стала Европа, впервые обогнавшая по продажам Китай.

Что касается Беларуси, то за первое полугодие 2021-го к нам ввезено 2,1 тыс. «зеленых» авто, парк таких машин сегодня превышает 4 тыс. единиц. Динамика обгоняет общемировую.

Впрочем, для пассажиров общественного транспорта вышеприведенные цифры не более чем статистика. Даже при высоких темпах переориентации на экомобили абсолютно чистым воздух на дорогах станет нескоро. Что такое нынешние 4 тыс.экомобилей против имеющихся в стране 3 млн авто с двигателями внутреннего сгорания? Другое дело, что к 2030 году общественный транспорт полностью прекратит выбрасывать в атмосферу загрязняющие вещества. Два профильных министерства — Минэнерго и Минтранс — разработали комплексную программу развития электротранспорта на 2021–2025 годы. Производственный потенциал в стране есть, научное обеспечение со стороны НАН Беларуси также имеется. Согласно программе к 2025-му в Минске и областных центрах планируется заменить на электробусы 35 % пассажирского транспорта, а еще через пять лет довести этот показатель до 100 %. Одновременно будет организована сеть электрозаправок на маршрутах движения с созданием супербыстрых зарядных комплексов.

Активное продвижение электротранспорта, в том числе пассажирского, ставит вопросы, связанные со сбором, хранением и утилизацией батарей. В документе заложена система экономических стимулов для организаций, которые займутся такой деятельностью.

Это ближайшие перспективы, а первые результаты программы можно увидеть уже сейчас.

В минском Футбольном манеже недавно завершила работу четырехдневная международная выставка «Энергетика. Экология. Энергосбережение. Электро» (Energy Expo).

Среди многих экспонентов новую технику представил и МАЗ. Отношение к тематике форума продукция столичного автопрома имеет самое прямое. Модель МАЗ 303Е10 не что иное, как электробус. Инновационное пассажирское транспортное средство, объединяющее преимущества автобуса и троллейбуса. И если «Белкоммунмаш» производит несколько моделей электробусов, то для Минского автомобильного завода это первая ласточка.

Как рассказал начальник отдела электротранспорта предприятия Николай Даниленко, модель создана на базе дизельного автобуса нового, третьего поколения МАЗ 303 с максимальной унификацией по узлам, агрегатам, элементам облицовки и электронным системам. Тем самым перевозчики смогут одновременно обслуживать и электробусы, и дизельные автобусы. Примененные литий-железо-фосфатные аккумуляторные батареи отличают высокая удельная емкость и продолжительный срок службы. А главное — обеспечивается функция быстрой зарядки. Электробус, рассчитанный на перевозку 75 человек, заряжается чуть дольше, чем обычный смартфон. До 100 % всего за четыре часа при максимальном токе и несколько часов, чтобы зарядиться на 80 %. Этого хватит на полную рабочую смену водителя, а если точнее, то расчетный запас хода электробуса составляет 300 км. Батареи-накопители могут заряжаться как от автономного трансформатора, так и на специально оборудованных станциях. Например, в ночное время на предприятии-перевозчике.


Первый эксплуатационный образец МАЗ выпустил в марте нынешнего года, а сегодня на городских линиях работают девять электробусов: четыре — в столице, по одному — в Гомеле, Гродно, Бресте, Могилеве, Витебске. По отзывам специалистов, технические и эксплуатационные характеристики МАЗ 303Е10 не уступают лучшим зарубежным.

К слову, о смартфонах. Зарядить мобильники и планшеты пассажиры могут непосредственно во время поездки с помощью USB-портов, установленных в салоне. Хотя их расположение не совсем удачно — на стенках. Чтобы воспользоваться зарядным устройством сразу двоим пассажирам, порты следовало бы расположить между сиденьями. Это, пожалуй, единственный конструктивный недостаток, но нет предела совершенству. По словам Н. Даниленко, на предприятии работают и над этой мелочью. Из других опций следует выделить выдвижную аппарель для заезда инвалидных колясок и электрическое отопление. Встроенный кондиционер работает как на охлаждение, так и на обогрев. В зависимости от времени суток подсветка салона может разниться: холодная утром и теплая вечером. Продумано и водительское место с полностью цифровой панелью приборов, датчиками дождя, света, контролем давления шин, данными систем безопасности ECAS и EBS.

Что касается внешнего оформления, то МАЗ 303Е10 больше походит на автобус-междугородник и обыгрывает силуэт зубра. Такое ощущение создает колоритная горбинка на крыше. Панорамного остекления стало еще больше — почти на треть.

Габариты транспортного средства также адаптировали под городскую среду: длина — 12,4 м, ширина — 2,6 м, высота — 3,3 м. В салоне могут разместиться более 70 пассажиров, из них 30 — на сиденьях. Еще 14 мест предусмотрено в безбарьерной зоне.